Перейти к основному содержанию

Для защиты общины погоны нам не нужны

Кто и как оберегает покой киевских евреев и что об этом думают соплеменники из дальнего зарубежья  в интервью с главой группы еврейской самообороны украинской столицы Цви Ариэли

У общины был повод поволноваться зимой этого года, когда в Киеве произошло несколько антисемитских инцидентов. С тех пор в столице не зафиксировано ни одного нападения или акта вандализма на почве ксенофобии или антисемитизма…  Стоит ли махать кулаками после драки? Или считаешь, что береженого Б-г бережет?

— Когда мы организовались, нападения еще продолжались — и было неясно, когда они прекратятся. Впрочем, и до создания группы ребята из синагоги на Подоле патрулировали прилегающую территорию — просто с газовыми баллончиками. Один из них даже задержал подозрительного, смахивающего на скинхеда юношу с блокнотом, где тот зарисовывал план ближайших к синагоге улиц и отмечал маршруты передвижения прихожан. И толку? В милиции ему задали пару вопросов и отпустили. Это случилось более чем за месяц до бегства Януковича и после нескольких нападений на евреев-ортодоксов. После одного из таких нападений на месте происшествия буквально мгновенно оказались российские журналисты — еще до того, как родственники жертвы узнали об инциденте.  Не хочу впадать в конспирологию, рассуждая в духе Cui prodest? — кому выгодно, но факт, согласитесь, примечательный. 

Почему мы не самораспустились после того, как ситуация постепенно стабилизировалась? Потому что идет война — да она идет вдалеке от Киева, но никто не знает, насколько может расшириться эта зона нестабильности.  Сначала Крым, теперь — Восток. А евреи ведь часто оказываются первыми жертвами конфликтов, даже не имея к ним прямого отношения, поэтому нужно быть готовым защитить общину и ее институты — координируя свои действия с властью, разумеется.

–– А власть-то помогает? Или просто не мешает?

— Достаточно сказать, что мы единственная в мире группа еврейской самообороны, которой на уровне руководства МВД разрешено носить и применять в случае вооруженного нападения огнестрельное оружие — вплоть до АКМ (автомат Калашникова модернизированный, — прим.ред.). Ни в Нью-Йорке, ни в Лондоне, где существуют дружины «Шомрим», — такого нет.  

Курирует нашу группу советник министра внутренних дел Виктор Чалаван — бывший спецназовец, который прекрасно разбирается в структуре ЦАХАЛа — отличая «Голани» от «Гивати» (элитные пехотные бригады Армии обороны Израиля, — М.Г.) и ЯСАМ от ЯМАМа (спецподразделения полиции, — М.Г.), и в доме которого висит портрет основателя Моссада Исера Хареля. Скажу больше — поначалу нам вообще предложили стать сотрудниками милиции и создать отдельное подразделение на базе МВД — этакий еврейский спецназ (улыбается), но у каждого из нас своя жизнь, а для того, чтобы оберегать покой общины, погоны не нужны. В любом случае в МВД к группе относятся исключительно благожелательно — нам открыт доступ на базы для тренировок, о наших дежурствах ставят в известность начальников отделений УВД патрулируемых районов, обеспечивают спецсвязью.

Что представляет собой ваша группа? И какой лично у тебя ее лидера боевой опыт? 

— Я служил в бригаде «Голани», участвовал в антитеррористических операциях в ходе Второй интифады, главным образом, в Дженине. Это и арест террористов, и подрыв лабораторий, и точечные ликвидации.  После армии провел несколько лет в Киеве в качестве посланника «Бней-Акивы», вернулся в Израиль в 2005-м и несколько лет отработал в антитеррористическом подразделении территориальной обороны «Мивцар» — это был очень полезный опыт — нас учили интуитивной стрельбе, захвату зданий и т.п. Работали на территориях — если террористы открывали огонь, стояла задача до прибытия армейского подразделения занять объект, откуда велась стрельба, и, по возможности, ликвидировать ее источник.  

Что касается киевской группы, то она очень разношерстная — от машгиаха при синагоге до практикующего адвоката, ребята из разных общин — как религиозные, так и светские.  Боевой опыт есть только у меня, остальным приходится наверстывать — учимся обращаться с огнестрельным оружием и занимаемся банальным рукопашным боем, в частности, у Николая Матулевского — президента Украинской и Европейской федераций кунг-фу и вице-президента Международной федерации. И, между прочим, еврея. Кроме того, мы работаем с битами и палками, я также обучаю ребят базовым навыкам рукопашного боя, хотя в группе есть и люди, владеющие им гораздо лучше меня, в том числе один — чемпион мира по Саньда (китайский контактный бой), другой — чемпион мира по кикбоксингу, третий — бывший боксер, четвертый — борец…

Одна из киевских синагог даже выписала израильских инструкторов по крав-мага для проведения тренинга среди прихожан… Оригинальное решение?  

— Экстравагантное, но крайне нерациональное. Просто многие верят в миф о существовании какой-то выдающейся школы рукопашного боя в Израиле. Подготовка этих инструкторов по крав-мага, думаю, ниже, чем ребят из соседнего боксерского клуба в Киеве. Это просто бессмысленная трата денег. Уровень рукопашного боя в Израиле неизмеримо ниже, чем в Украине — настолько же, насколько ниже в Украине уровень стрелковой подготовки. Мы, например, тренируемся с чемпионом Украины и обладателем кубка мира по Саньда – Алексеем Качмарем, который за считанные секунды уложит лучшего рукопашника Израиля.     

О трате денег хотелось бы чуть подробнее. В последние месяцы ряд украинских еврейских организаций собрал немалые средства на обеспечение безопасности общины. Вам из них что-то перепало?

Увы. Мы не видим этих денег. Правда, главный раввин Киева и Украины Яков Дов Блайх выделил нам средства на минимальную экипировку. Подчеркну мы волонтерская группа, но экипировка обходится очень недешево, и это не блажь. Без бронежилета, например, я не могу выпустить человека на патрулирование.

И как решается проблема? Один АКМ стоит больше 1000 долларов…

Фандрейзингом занимаемся сами через страницу в «Фейсбуке» Protect the Jews in Ukraine.  Все абсолютно прозрачно, деньги на сегодняшний день это около 2500 долларов поступают на счет главного раввина Украины. Жертвуют очень разные люди, но преимущественно американские евреи. Так, например, часть средств поступила от бывших полицейских (в том числе русскоязычных) членов еврейской дружины «Шомрим» в Северной Калифорнии.

Помогают не только деньгами. Родившаяся в Украине и живущая в Чикаго кантор Вики Гликин прислала нам десять бейсбольных бит, департамент безопасности городского совета Кирьят-Арбы подарил керамические бронежилеты, каждый из которых стоит до $1000, и каски. 

Израильтяне как-то отреагировали на появление вашей группы?     

В целом американские евреи понимают нас значительно лучше, чем израильские. От Израиля мы не получили ни копейки, зато огромное количество пожеланий скорейшей репатриации. Это хороший совет, и я как израильтян и сионист к нему присоединяюсь, понимая впрочем, что большинство украинских евреев не собираются уезжать, и это не значит, что их не следует защищать. Пусть ни у кого не остается сомнений еврейская община здесь всерьез и надолго, несмотря на все интернет-советы собирать чемоданы. Вероятно, «русские» израильтяне сталкиваются в данном случае с  когнитивным диссонансом, мол, если я репатриировался, то поддержка тех, кто остается в галуте, будет свидетельством моего неправильного выбора.

Что касается официальных контактов, то по моей просьбе депутат Кнессета от партии «Еврейский дом» Моти Йогев рассказал коллегам из разных политических сил о нашей группе они не выразили никакого желания помочь, чтоб не дай Б-г не нарушить израильский нейтралитет.  Хотя речь шла исключительно о еврейской самообороне, а не вмешательстве в украино-российский конфликт. 

А сами вы пытаетесь сохранить нейтралитет, если это вообще возможно в условиях нынешнего противостояния?     

До событий на Майдане я был достаточно индифферентен к местной политике. Но прекрасно понимаю людей, вышедших зимой на Майдан, и в меру сил готов помогать им и сейчас. За что неоднократно был назван жидобандеровцем. В марте-апреле этого года группа еврейских волонтеров и я в их числе отправила на лечение в Израиль десять раненых на Майдане украинцев, очень разных людей от режиссера-документалиста до штукатура и от учителя химии в сельской школе до подполковника медицинской службы, стоявшего по другую сторону баррикад.  Кстати, один из ребят 17-летний Володя Бедюк, из «Правого сектора», оказался евреем. 

Разумеется, я, прежде всего, израильтянин, но, живя в Украине, не могу оставаться безучастным к ее проблемам. Вместе с тем наша главная задача защита евреев, поэтому в группу входят ребята разных политических убеждений большинство поддерживали Майдан, но есть и парень, симпатизирующий сепаратистам на Юго-Востоке. Что никак не мешает ему патрулировать вместе с нами еврейские объекты.

Можно придерживаться полярных взглядов, но не надо называть белое черным, чем часто грешит пропаганда соседней страны, навязывающая тезис о разгуле неофашизма в Украине. Я, например, везде хожу в кипе и на Майдане ее не снимаю. Многие мои друзья провели там в кипе и цицит не одну неделю, и никто не сталкивался с антисемитскими выпадами. Но информационная война диктует свои законы, поэтому я не удивился, когда на одном российском сайте появился вольный пересказ (впоследствии многократно воспроизведенный) заметки корреспондента JTA о нашей группе, в конце которой я якобы заявлял, что при новом правительстве участились антисемитские нападения хотя я никогда об этом не говорил, и данные всех мониторингов свидетельствуют об обратном.   

Более того, мы поддерживаем хорошие связи с Национальной гвардией, неоднократно бывали на их базах как всегда, в кипах, и не перехватили даже одного косого взгляда.   

В отличие от Киева на юго-востоке страны сейчас неспокойно. Не собираются ли там создавать группы, подобные вашей?

Нам об этом неизвестно, хотя для евреев Донецкой и Луганской областей проблема обеспечения безопасности сейчас более актуальна, чем для киевлян. Мы со своей стороны можем их подготовить, имея возможность тренироваться на базах МВД и военных базах, где есть все условия для обучения новичков. Даже неважно от кого исходит угроза от сепаратистов или тех, кто хочет их подставить, но если, как, например, в Донецке, у синагоги некто раздает листовки, где от евреев требуют зарегистрироваться и внести регистрационный сбор в $50, и евреи его не задерживают очень уж это галутное поведение. Снова будем терпеть, а потом жаловаться зарубежным соплеменникам, мол, угнетают? Или сменим парадигму?

Беседовал Михаил Гольд,
материал в авторской редакции, адаптированная версия на сайте Jewish.ru  

Нет времени посещать сайт? Подпишитесь на рассылку и получайте самое важное в одном письме

Отлично, вы подписаны на нашу рассылку!
Ранее вы уже были подписаны на нашу рассылку